Краткосрочный план-конспект по классному часу
ФИО педагога |
|
|
Школа |
КГУ «НШ села Красиловка» |
|
Дата: |
9.12.2024 |
|
Класс: |
Количество присутствующих |
Количество отсутствующих |
Тема урока: |
Буллинг: справимся вместе» /Жизнь без насилия/ «Что такое дружба?» Профилактика боулинга, «Детство без буллинга» |
|
Ценность классного часа |
Духовно-нравственное воспитание |
|
Цели урока: |
формирование негативного отношения детей к таким понятиям, как буллинг, психологическое насилие; формирование умения найти пути выхода из ситуаций травли; формирование толерантного отношения к сверстникам; закрепление понятий буллинг, как резко отрицательных явлений жизни. Прогнозируемый результат: понимание подростками важности проблемы психологического насилия; помощь в определении нравственных ориентиров. |
Ход урока:
Этап урока, время |
Действия учителя |
Действия ученика |
Оценивание |
Ресурсы |
Начало классного часа 10 мин |
Формулировка темы занятия Послушайте отрывок из известной сказки: «Когда утята пришли во двор, другие утки рассматривали их и громко говорили: — Ну вот, еще целая орава! Точно нас мало было! А этот-то какой безобразный! Его уж мы не потерпим! И сейчас же одна утка подскочила и клюнула его в шею. — Оставьте его! — сказала утка-мать. — Он ведь вам ничего не сделал! — Это верно, но он такой большой и странный! — отвечала забияка. — Ему надо задать хорошую трепку! — Славные у тебя детки! — сказала старая утка с красным лоскутком на лапке. — Все очень милы, кроме вот этого... Этот не удался! Хорошо бы его переделать! Все утята стали вести себя как дома. Только бедного утенка, который вылупился позже всех и был такой безобразный, клевали, толкали и осыпали насмешками решительно все — и утки и куры. — Он больно велик! — говорили все, а индейский петух, который родился со шпорами на ногах и потому воображал себя императором, надулся, словно корабль на всех парусах, подлетел к утенку, посмотрел на него и пресердито залопотал; гребешок у него так весь и налился кровью. Бедный утенок просто не знал, что ему делать, куда деваться. И надо же ему было уродиться таким безобразным, чтобы сделаться посмешищем птичьего двора!» Учитель: -Что происходило на птичьем дворе? -Как можно назвать сложившуюся ситуацию? Чем вызвал недовольство окружающих бедный утенок? -Можно ли встретить подобную ситуацию среди людей? К сожалению, такое явление бывает и среди людей. Особенно часто оно встречается в детских коллективах. Дети тоже могут обижать других детей, которые им не нравятся. Только эти дети не всегда понимают всю серьезность своих поступков. Они думают, что просто играют, смеются и шутят. Но это совсем не забава. А именно: когда человека намеренно доводят до слез, согласованно и систематически дразнят, когда отбирают, прячут и портят его вещи, когда толкают, щипают и бьют, когда обзывают и подчеркнуто игнорируют, — это называется “травля”. -Определите из всего сказанного тему нашей беседы. |
Учащиеся слушают отрывок из известной сказки. Дети высказывают свои предположения выходят к названию темы и целям классного часа.
|
приветствуют учителя настраиваются на урок
похвала |
Наглядный материал: компьютерная презентация.
|
Середина классного часа 20 мин
|
Работа с понятиями. Степень насилия может быть разной. От легкой, словесной до тяжелой, с нанесением физических увечий и доведением до самоубийства. Сегодня мы будем говорить о насилии в виде травли. Учитель: С травлей вы все сталкивались ни раз. Давайте подумаем, что это такое? В чем проявляется травля? Демонстрация презентации, пояснения учителя. Травля, или буллинг, или моббинг – это негативные действия со стороны одного или нескольких человек в отношении другого человека на протяжении длительного времени. Травля – это один из видов отвержения, психологического насилия. Виды психологического насилия: Травля (не дают прохода, обзывают, бьют, развлекаются, мстят за что-то…) Неприятие активное (возникает в ответ на действия жертвы; человеку дают понять, что он никто, его мнение ничего не значит) Неприятие пассивное (не принимают, не берут в совместную деятельность) Игнорирование (на человека не обращают внимания, с ним не общаются, его не замечают, не интересуются им); Моральное насилие (насмешки, шантаж, угрозы, прозвища, оскорбления); Кибербуллинг (угрозы в сети, домогательства, выкладывание в интернет порочащих сведений и пр) Все эти виды одинаково отвратительны и имеют тяжелые последствия. Активизация моральных чувств. Учитель: ребята, я предлагаю вам представить ситуацию, в которой вы не приняты в коллективе, у вас нет друга, с вами никто не общается. Учитель: вы представили себя на месте человека изгоя. Ответьте, пожалуйста, на вопросы: - как бы вы себя чувствовали в такой ситуации? - какие бы эмоции вы испытывали? - чего бы вам хотелось? Оценка явления. Учитель: то, что вы сейчас представили, - страшно, неприятно. Вы должны знать: травля – это плохо! Люди могут быть очень разными они могут нравиться друг другу больше или меньше, но это не повод травить и грызть друг друга, как пауки в банке. Люди на то и люди, разумные существа, что они способны научиться быть вместе. Даже если они очень-очень разные и кто-то кому-то кажется совсем неправильным. Но никому не позволено травить другого за то, что он отличается чем-либо от остальных. Никакие «да мы просто пошутили», или «мы так играем», или «мы его просто дразним» не оправдывают ваше поведение. Травля – это болезнь. Бывают такие болезни, которые поражают не отдельного человека, а группы, классы. Если группа людей, группа одноклассников не следит за чистотой отношений, она может заболеть - насилием. Это всем вредно и плохо. Придется срочно лечиться, чтобы у нас был здоровый, дружный класс. Давайте посмотрим, как выглядит эта болезнь, и кто ею болеет. В буллинге участвуют три стороны: зачинщики, жертва и последователи. Зачинщики. В основе их действий обычно лежит желание самоутвердиться, выделиться. Иногда травля бывает результатом личной мести. Преследователи, наблюдатели – все остальные. Причины присоединения последователей к зачинщикам: - подчинение стадному чувству; - желание заслужить одобрение лидеров класса; - от скуки или ради развлечения; - из страха оказаться на месте жертвы; - желание самоутвердиться Жертвой травли можно стать независимо от внешнего вида и особенностей личности. Для этого не надо быть каким-то особо ненормальным. Бывает и такое, но может быть и другое. Ты носишь очки, ты толст или худ, плохо одет или у тебя другой цвет кожи - все может служить причиной травли. Могут быть некоторые особенности, которые приводят к тому, что ты станешь жертвой: обидчивость, замкнутость, отклонения в здоровье, низкая самооценка… Зачинщиком может стать кто угодно. Последствия травли опасны для всех. Самые тяжелые последствия для жертв: - снижение уверенности в себе; - уменьшение способности и желания учиться из-за нежелания ходить в школу; - поиски внешкольного круга друзей, которыми могут оказаться кто угодно; - последствия для здоровья; - переживание постоянных негативных эмоций; - возникновение депрессии, в особо тяжелых случаях – попытки суицида; - последствия во взрослой жизни – проблемы с созданием семьи, с выбором профессии, с поиском друзей. Для зачинщиков: - озлобленность; - потеря уважения к себе; - проблемы с друзьями (дружба, основанная на страхе, это не дружба); - проблемы в рабочих коллективах во взрослой жизни (если зачинщик понесет туда свой школьный опыт); - зависимость от чужого мнения. Ребята, я читала вам отрывок из сказки в начале нашей беседы. Это сказка про гадкого утенка. С утенком-то все потом будет хорошо, он улетит с лебедями. А куру и гуси? Они так и останутся неспособными ни сочувствовать, ни сопереживать. Когда в классе возникает похожая ситуация, каждому приходится определиться: кто я в этой истории. Радостно, что вы понимаете - травить - это неправильно, плохо и больно. |
Отвечают на вопросы
Отвечают на вопросы |
похвала |
презентация |
Конец классного часа 10 мин |
Учитель: Надеюсь, правила, которые вы сами сформулировали и приняли, будут работать, и наш класс не будет болеть болезнью под названием «травля» Каждый из вас должен знать элементарные правила: как себя вести в сложной ситуации и куда обращаться за помощью. А также вы должны осознавать всю ответственность за проступки, которые совершаете в своей жизни. Применение физического насилия над детьми также уголовно наказуемо, как и над взрослыми. Синяки и ссадины можно зафиксировать в больнице, где их происхождение записывается со слов ребенка. Больница обязана передать информацию в полицию, а полиция — отреагировать. Так же необходимо помнить, что уголовная ответственность наступает с 14 лет. Живите по принципу - «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой». |
Учащиеся участвуют в беседе |
похвала |