Аналитический отчет о проделанной работе по реализации программы
нравственно-духовного образования "Самопознание"
в учебно-воспитательном процессе
за I полугодие 2020 – 2021 учебного года
КГУ "красиловская начальная школа"
Одной из целей современной системы образования является не просто воспитание любого подростка, но и развитие духовных и нравственных качеств молодого поколения путем содействия саморазвитию. Духовно-нравственное воспитание - нормы самореализации в правильных навыках и в разных ситуациях, культура общения в организации. Духовно-нравственное воспитание означает понимание ответственности, места ученика в его жизни, самосовершенствования и доброты окружающих людей и животных, а также окружающей среды и благотворительности. Именно поэтому духовно-нравственное воспитание является основой для формирования личности.
Приоритетным направлением развития национальной системы образования становится нравственно-духовное образование, ориентированное на максимальное раскрытие личностного потенциала человека. Немаловажная роль в этом принадлежит программе нравственно-духовного образования «Самопознание», ориентированной на ценностное осмысление сущности человека и его места в окружающем мире.
Интеграция программы нравственно-духовного образования «Самопознание» в предметы – это, прежде всего, оживление школьного знания, выявление его нравственно-духовной сущности, это целостное знание, синтез всех предметов на основе вечных общечеловеческих ценностей и видения единства в многообразии.
Интеграция на уроках учебных дисциплин, в основном, учащимися воспринимается легко, с большим интересом и желанием. Они активно отвечают на вопросы, касающиеся нравственных качеств человека. Учителя на уроках применяют такие методические приемы как позитивный настрой, рассказывание историй, пение песен, творческая работа, игры, которые имеют глубокий нравственно-духовный смысл. Если на уроке проводится игра, то она имеет ценностную направленность, если поют песню, то ее содержание способствует очищению сознания, наполнению его позитивными образами, если рассказывают историю или притчу, то последующая беседа помогает духовному росту учащихся.
На уроках гуманитарного цикла воспитание нравственной личности учащегося, проявляющей любовь ко всему сущему, к миру в целом, не представляется возможным без обращения к образам великих людей прошлого и настоящего, внутренний мир которых может выявить общечеловеческие ценности, заложенные изначально в каждом человеке. Каждый ребенок на уроке принимает активное участие в обсуждении, выдвигает свои предположения. В основном уроки достигают поставленных целей.
В школе стало уже своеобразной традицией проведение общешкольных кругов радости. Они проводятся, соблюдая санитарные нормы, и обязательным их условием является проведение в отдельных классах. Они ориентированы на приобщение школьников к общечеловеческим ценностям. Проводится Круг радости, соблюдая дистанцию.
Очень большим воспитательным потенциалом обладают такие приемы, используемые нами, как «Комплимент от класса к классу», «Эстафета добрых пожеланий». Такие приемы создают позитивную образовательную среду, способствуют раскрытию добрых чувств и хороших взаимоотношений среди всех участников образовательного процесса. Следует отметить, что данный формат вызывает интерес учащихся. Особый отклик среди учащихся находят мероприятия, связанные с такими темами, как семья и семейные ценности, дружба.
Классные часы по основным направлениям воспитательной работы проводятся в нашей школе по пятницам. Общей их целью является способствование духовно-нравственному развитию, активности и самостоятельности учащихся. Система проведения классных часов в нашей школе выстраивается следующим образом: проводятся классные часы, приуроченные к традиционным датам (посвященные Дню Независимости, Дню семьи, День общечеловеческих ценностей, День Единства и т.д.). Они являются обязательными для всех классов и отражены в годовом плане. Также проводятся классные часы, тематика которых определяется и планируется индивидуально для каждого классного коллектива самими классными руководителями, исходя из потребностей класса, возрастных особенностей.
В рамках утверждённого плана мероприятий с 6 по 14 сентября в школе было организовано празднование Дня Семьи. Учащиеся 1-4 классов приняли участие в конкурсе рисунков прошедшего под девизом «Наша дружная семья». В своих рисунках дети отразили традиции своей семьи, совместные занятия.
Прошли тематические классные часы, где учащиеся узнали о роли семьи в жизни каждого человека.
«Общечеловеческие ценности – основа семейного воспитания». Цель: расширение представлений об общечеловеческих ценностях как основе семейного воспитания. Задачи: раскрывать понятие общечеловеческие ценности, развивать практику общечеловеческих ценностей, воспитывать служение семье, обществу, миру.
В мероприятиях были задействованы все классные руководители. Учителем самопознания была проведена беседа «Любовь-главное качество человека». Позитивный настрой здесь был уместен. Многие почувствовали себя легче и полностью расслабились.
На вопрос «Почему нужно всё проверять сердцем?» ученики отвечали неуверенно. Они говорили, что сердце может чувствовать, от него исходит тепло.
В течение I полугодия по плану были проведены тренинги следующей тематики:
- Тренинговое занятие «Общение без конфликтов»
- Тренинг с родителями «Мы вместе»
Бережное отношение к окружающей природе играет важную роль в духовно-нравственном воспитании. В рамках Республиканского экологического часа в школе прошли классные часы под девизом «Экочас начни сейчас». На уроках детям была представлена информация об экологическом состоянии Земли, на слайдах показаны факторы, отрицательно влияющие на экологическое положение природы. Уроки прошли с использованием рисунков, иллюстраций. На уроках ребята совершили путешествие в мир природы. Узнали, какую роль играет человек в охране природы. Они беседовали, отвечали на множество вопросов, определили связь человека с природой.
В школе действует добровольный клуб «Адал Урпак». Участвуя в его работе, дети осознают, что такое бескорыстное служение обществу, стране, родному краю, честность по отношению к самому себе и другим.
В преддверии Международного Дня Пожилого человека учащимися 4 класса были сделаны поздравительные открытки, ведь престарелым людям иногда требуется не только помощь, но и просто внимание.
Проведение родительских собраний на тему «Духовно-нравственное воспитание в семье». Были рассмотрены проблемы нравственного воспитания детей в семье. Семейные традиции, моральные принципы, педагогическое мастерство родителей является необходимыми условиями формирования нравственных убеждений ребенка. Цель и мотив воспитания ребенка – это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям, а значит нравственно богатая, жизнь этого ребенка.
Духовно-нравственное воспитание — один их главных элементов образовательного и, в частности, воспитательного процесса не только в школе, но и в семье. Заботясь о духовности и нравственности, мы способствуем тому, чтобы школьник вырос честным, добрым, заботливым, трудолюбивым человеком и смог найти своё уникальное место в жизни.
Невозможно воспитать патриота без духовной опоры. Нет семейного воспитания без нравственного понимания его сути. Нельзя привить любовь к прекрасному, воспитать художественный вкус школьников, не научив их чувствовать гармонию окружающего мира.
Наша задача состоит в том, чтобы все направления воспитательной системы школы гармонично сочетались бы с идеями нравственно – духовного воспитания «Самопознание», позитивно воздействуя на развитие личности подрастающего поколения.
Заведующая школой: Жуковская И.И.
(Фото приложение)